Рождение автомата Калашникова АК-47
Накануне
Решающий выбор
В 1948 году Ижевскому мотозаводу поступило правительственное задание, выполнение которого стало важной вехой в истории предприятия. Приказом Министра Вооружения Союза ССР
Приказ министра вооружения СССР Д.Ф. Устинова от 21 января 1948 г.
Выбор именно Ижевского мотозавода был оправданным. Предприятие славилось умением быстро осваивать новые направления производства, качественно и в срок справляться с важными государственными заданиями. Так было в 1933 году, когда только что рожденный завод начал серийное производство первых советских мотоциклов. Так произошло и в годы Великой Отечественной войны — в кратчайшие сроки освоен выпуск пулеметов «Максим», которые поступили на вооружение всех видов и родов войск Красной Армии.
В 1947 году директором Мотозавода был назначен Василий Иванович Фомин, до этого руководивший заводом в г. Коврове. Это был не только хороший инженер, но и опытный организатор, отличный хозяйственник. Опыт и энергия нового руководителя во многом способствовали коренной реконструкции Ижевского мотозавода.
Подготовка к ответственной работе
Еще до приезда
В целях бесперебойного обеспечения готовыми комплектующими в цехе № 4 организована круглосуточная работа склада готовых деталей, а также укреплен аппарат нормирования.
В.И. Фомин, директор завода Д.А. Винокгойз, главный конструктор завода
Важность задания и отведенные сроки требовали напряженной работы. Директор завода
Позднее
Задание выполнено в срок!
В марте 1948 года Михаил Тимофеевич прибыл в Ижевск по предписанию Главного маршала артиллерии
По эскизам
Разработка автомата
Задание было выполнено точно в срок. 1500 автоматов, изготовленных на Ижевском мотозаводе, успешно прошли войсковые испытания и были приняты на вооружение Советской Армии.
М.Т. Калашников
Вся документация, разработанная специалистами Ижевского мотозавода, была передана на «Ижмаш», где развернулось массовое производство
М. Т. Калашников на «Аксионе» после 1948 года
Михаил Тимофеевич Калашников неоднократно посещал Ижевский мотозавод и всегда с теплотой отзывался о коллективе предприятия и времени, которое провел здесь.
М.Т. Калашников во время посещения завода в сопровождении генерального директора И.С. Стыценко
В 1980 году Михаил Тимофеевич во время посещения завода ознакомился с производством. Открывшемуся в феврале музею истории и трудовой славы предприятия Калашников подарил
8 ноября 2003 года, в канун своего
МОЙ ПЕРВЫЙ ЗАВОД
«Всегда с волнением вспоминаю и рассказываю о далеком
С первых встреч с директором
Постепенно, день за днем, меня знакомили с главными специалистами завода и начальниками
За время работы в коллективе я и сам приобрел новые знания в области отработки конструкторской документации и в сфере изготовления деталей. Искренне благодарен всем мотозаводцам за начальное мое приобщение к заводскому ремеслу. Давно нет среди нас
Сегодня я радуюсь тому, что Ижевский мотозавод, ныне ОАО «Ижевский мотозавод „Аксион-холдинг“, достиг таких высот в своем развитии, о которых в те годы только мечталось. И в этом, несомненно, заслуга многих руководителей завода, как в прошлом, так и в настоящем.
Я благодарен и признателен мотозаводцам за бережное сохранение в заводском музее экспонатов, относящихся к процессу и выпуску АК-47, за памятную доску, установленную на стене заводского здания с соответствующей надписью о зарождении здесь производства автомата. Пусть все это останется для истории, для тех, кто продолжает наш путь».
Не только судьба, но и объективные обстоятельства, события и факты способствовали тому, что именно Ижевскому мотозаводу выпала большая честь и высочайшая ответственность принять непосредственное участие в рождении легенды советского автоматического стрелкового оружия — автомата Калашникова
Благодаря героическому, профессиональному и плодотворному труду коллектива Ижевского мотозавода удалось сделать, казалось бы, невозможное — претворить гениальную идею конструктора в жизнь. Изготовить техническую документацию и опытную партию оружия достойного страны и народа, победивших фашизм.