Рождение автомата Калашникова АК-47

Накануне 100-летия со дня рождения великого конструктора — оружейника М. Т. Калашникова, расскажем о разработке технической документации и выпуске первой опытной партии автомата Калашникова АК-47 на Ижевском мотозаводе.

Решающий выбор

В 1948 году Ижевскому мотозаводу поступило правительственное задание, выполнение которого стало важной вехой в истории предприятия. Приказом Министра Вооружения Союза ССР Д. Ф. Устинова № 18-с от 21 января 1948 года Ижевскому мотозаводу к 1 июня 1948 года была поручена разработка технической документации и изготовление опытной партии автомата Калашникова АК-47.

Выбор именно Ижевского мотозавода был оправданным. Предприятие славилось умением быстро осваивать новые направления производства, качественно и в срок справляться с важными государственными заданиями. Так было в 1933 году, когда только что рожденный завод начал серийное производство первых советских мотоциклов. Так произошло и в годы Великой Отечественной войны — в кратчайшие сроки освоен выпуск пулеметов «Максим», которые поступили на вооружение всех видов и родов войск Красной Армии.

В 1947 году директором Мотозавода был назначен Василий Иванович Фомин, до этого руководивший заводом в г. Коврове. Это был не только хороший инженер, но и опытный организатор, отличный хозяйственник. Опыт и энергия нового руководителя во многом способствовали коренной реконструкции Ижевского мотозавода.

Важность задания и отведенные сроки требовали напряженной работы. Директор завода В. И. Фомин постоянно контролировал ход подготовки производства.

Позднее М. Т. Калашников вспоминал: «Руководство предприятия еще до нашего приезда продумало, с чего мы начнем свою работу. Оно подготовило план действий, спроектировало технический процесс, разместило оснастку, станки, позаботилось о металле, заготовках, подобрало высококвалифицированных рабочих и специалистов».

Задание выполнено в срок!

 М.Т. Калашников

В марте 1948 года Михаил Тимофеевич прибыл в Ижевск по предписанию Главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова для участия в создании технической документации и организации изготовления первой опытной партии своего автомата. Вместе с ним в город прибыли конструктор Ковровского оружейного завода А. А. Зайцев, представитель Главного артиллерийского управления подполковник В. С. Дейкин и назначенный в Ижевск военным представителем С. Я. Сухицкий.

По эскизам М. Т. Калашникова конструкторы готовили чертежи деталей и узлов изделия, технологи разрабатывали техпроцессы, в цехах трудились рабочие-виртуозы, станочники и сборщики. Производство было строго засекречено, и хотя не каждый токарь или фрезеровщик знал, для какого изделия предназначена его деталь, все чувствовали свою причастность к чему-то большому и важному. Работали днем и ночью.

Разработка автомата АК-47 шла в обстановке строжайшей секретности. Для обеспечения особого режима секретности на Ижевском мотозаводе изобретение Калашникова именовалось «Изделие № 3».

Задание было выполнено точно в срок. 1500 автоматов, изготовленных на Ижевском мотозаводе, успешно прошли войсковые испытания и были приняты на вооружение Советской Армии.

Вся документация, разработанная специалистами Ижевского мотозавода, была передана на «Ижмаш», где развернулось массовое производство АК-47.

М. Т. Калашников на «Аксионе» после 1948 года

Михаил Тимофеевич Калашников неоднократно посещал Ижевский мотозавод и всегда с теплотой отзывался о коллективе предприятия и времени, которое провел здесь.

В 1980 году Михаил Тимофеевич во время посещения завода ознакомился с производством. Открывшемуся в феврале музею истории и трудовой славы предприятия Калашников подарил АК-47 с дарственной надписью — «Музею завода-изготовителя первой партии автоматов АК от конструктора М. Т. Калашникова». Сегодня подарок легендарного оружейника занимает почетное место в Экспоцентре «Аксион», а М. Т. Калашникову посвящена специальная экспозиция.

8 ноября 2003 года, в канун своего 85-летия, Михаил Тимофеевич Калашников посвятил предприятию следующие строки:

«Всегда с волнением вспоминаю и рассказываю о далеком 1948-м, когда с предписанием маршала артиллерии Н. Н. Воронова я прибыл на Ижевский мотозавод (завод № 524) для авторского участия в освоении и изготовлении опытной партии автоматов АК-47.

С первых встреч с директором В. И. Фоминым и главным конструктором Д. А. Винокгойзом у меня появилась уверенность, что коллектив этого завода выполнит задание как надо и в назначенный срок. Именно эти руководители вселили в меня такую уверенность, подробно рассказав о конструкторско-технологической подготовке документации, об освобождении площадей и оборудовании для нового производства. В лице директора и главного конструктора я представил себе весь коллектив, готовый к выполнению задания.

Постепенно, день за днем, меня знакомили с главными специалистами завода и начальниками служебно-производственных подразделений, занятых в процессе освоения образцов. Позже я и сам начал знакомиться с людьми, вплоть до отдельных рабочих. Скоро я убедился в высокой квалификации конструкторов, технологов и производственников.

За время работы в коллективе я и сам приобрел новые знания в области отработки конструкторской документации и в сфере изготовления деталей. Искренне благодарен всем мотозаводцам за начальное мое приобщение к заводскому ремеслу. Давно нет среди нас В. И. Фомина, Д. А. Винокгойза и других руководителей завода, принимавших участие в освоении и выпуске первой партии автоматов АК-47. Мало осталось в живых и рядовых рабочих, конструкторов, технологов того времени. Прошло более полувека, но всегда жива благодарная память о них, и она неразрывно связана с делами, свершенными этими людьми во благо Отечества.

Сегодня я радуюсь тому, что Ижевский мотозавод, ныне ОАО «Ижевский мотозавод „Аксион-холдинг“, достиг таких высот в своем развитии, о которых в те годы только мечталось. И в этом, несомненно, заслуга многих руководителей завода, как в прошлом, так и в настоящем.

Я благодарен и признателен мотозаводцам за бережное сохранение в заводском музее экспонатов, относящихся к процессу и выпуску АК-47, за памятную доску, установленную на стене заводского здания с соответствующей надписью о зарождении здесь производства автомата. Пусть все это останется для истории, для тех, кто продолжает наш путь».

Не только судьба, но и объективные обстоятельства, события и факты способствовали тому, что именно Ижевскому мотозаводу выпала большая честь и высочайшая ответственность принять непосредственное участие в рождении легенды советского автоматического стрелкового оружия — автомата Калашникова АК-47.

Благодаря героическому, профессиональному и плодотворному труду коллектива Ижевского мотозавода удалось сделать, казалось бы, невозможное — претворить гениальную идею конструктора в жизнь. Изготовить техническую документацию и опытную партию оружия достойного страны и народа, победивших фашизм.

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie и даёте Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies